Когда мы выбираем профессию, или меняем ее, мы всегда задаемся вопросом: что же на самом деле для нас важно в рабочей обстановке? Если нам нужно поменять профессию, что самое существенное должно остаться, именно то, что делает нас эффективными и приносит удовлетворение от работы? Меняя профессию, мы меняем внешние обстоятельства, но некоторые внутренние наши потребности должны удовлетворяться всегда, иначе работа превращается в муку.
По этому поводу за последние 100 с лишним лет было проведено немало исследований. Но сейчас большинство из них включает в себя сходные свойства, которые можно встретить практически во всех моделях профориентации. Можно сказать, что относительно некоторых свойств в современной психологии выработался определенный консенсус. Мы собрали их в этой статье, чтобы вы могли быстро сориентироваться, что будет для вас действительно важно при выборе или смене профессии.
Мотиватор или эксперт?
Первый фундаментальный вопрос, который вы должны себе задать – вы хотите глубоко разобраться в какой-то предметной области и быть там действительно экспертом или вы готовы разбираться в некотором предмете не столь глубоко, но зато хотели ли бы влиять на людей и стимулировать их на определенные действия?
Первый способ – это путь ученого или специалиста, который хорошо разбирается в том, как решить определенную задачу или проблему. Глубокое проникновение в предмет, в объективные его основы, - вот что стоит на первом месте у такого человека. Его могут интересовать объекты как неживой, так и живой природы, скажем, животные (зоолог) или растения (агроном). Но обычно ему трудно изучать людей, потому что их поведение субъективно.
Второй способ – это путь преподавателя, тренера или менеджера, который нацелен на то, чтобы проблема решалась другими людьми или в команде. Бывает еще так, что решение проблемы связано с влиянием на других людей, как это бывает у адвокатов, психологов или специалистов по продажам. Здесь на первом месте стоит именно умение и желание чего-то добиться от других людей через понимание того как они принимают решения.
Вместе или на расстоянии?
Второй вопрос, который мы должны себе задать – это вопрос о том, сколько мы хотели бы иметь взаимодействий с другими людьми? Мы хотели бы, чтобы ежедневное общение было насыщено коммуникациями и взаимодействием, потому что нам так легче что-то сделать, или наоборот, нам легче сосредоточиться и действовать, когда другие молчат или их вообще нет рядом?
Есть профессии, в которых невозможно быть эффективным без взаимодействия, причем это не зависит от того, мотиватор вы или эксперт. Медицинская сестра или риелтор не могут выполнить свою задачу без взаимодействия с клиентом, так же как и художник-дизайнер, или финансовый советник.
С другой стороны, есть профессии, в которых такое взаимодействие не обязательно или даже вредно. Скажем, учитель в школе осуществляет скорее «одностороннюю» коммуникацию, точно так же как нет большой потребности во взаимодействии в работе бухгалтера или инженера, потому что их действия определяются скорее процессом или предметной областью.
Критическое мышление или компромисс?
Следующий важный вопрос состоит в том, насколько для вас важна гармония во взаимоотношениях. Будете ли вы настаивать на том, что вам кажется «правильным», или для вас важнее найти «общий язык» и совместно продвинуться вперед?
На самом деле, есть очень много ситуаций, когда критическое мышление очень важно. Это, конечно, касается всевозможных «критиков», работа которых состоит в том, чтобы сообщать свое «объективное» мнение вне зависимости от того, приятно это кому-то или нет. Многие руководители должны обладать именно таким свойством. Так же как и специалисты, от которых может зависеть принятие важных решений, такие как экономисты или психологи.
Тем не менее, если бы мы все были столь критичными, то нам было бы трудно договориться. Поэтому важно, чтобы были профессии, в которых важнее достичь согласия, чем «упереться в принцип». К таким профессиям, например, относятся многие категории юристов, и даже врачи. Также их много в сфере услуг, например, среди парикмахеров или гостиничном бизнесе.
Предсказуемость или творчество?
Порядок или творческий хаос, вот в чем вопрос! Посмотрите на собственный стол, и это скажет о многом. Одним людям для своей эффективности необходимо некоторое количество беспорядка и непредсказуемости, потому что так интереснее. Других просто физически «тошнит», если на столе нет порядка, потому что им важно жить в предсказуемом окружении. Предсказуемость – это очень важно, потому что все мы хотим быть уверенными в завтрашнем дне. Однако определенность лишает гибкости, и такие люди не всегда готовы подстраиваться под новые вызовы, как это получается у «импровизаторов».
Тем не менее, в некоторых профессиях предсказуемость критически важна. Уже упоминавшийся выше менеджер, бухгалтер, или учитель, или медсестра и экономист, - от всех них мы ожидаем предсказуемости, потому что в противном случае все станет слишком рискованно. Особенно это касается критически важных областей, таких как базовая медицина или бизнес.
Однако бывают случаи, когда именно творчество и непредсказуемость выходят на первый план. Обычно это тогда, когда «базовое гарантированное» нам недостаточно, и нам хочется большего, нового. Это, конечно, касается новых изобретений, но и умения «разбираться по ситуации», принимать спонтанные, интуитивные решения, основываясь на большом опыте, который, тем не менее, невозможно формализовать. Таковы психологи, специалисты по продажам и многие категории «кризис-менеджеров», среди которых встречаются даже хирурги.
Сколько стресса на рабочем месте я могу себе позволить?
Если вы когда-либо проходили тест на темперамент, то вы знаете, что темпераменты делятся на "тревожные" (холерик, меланхолик) и "спокойные" (сангвиник, флегматик). Если вы тревожный тип по темпераменту, то вам не нужно, чтобы работа слишком добавляла вам тревог. И наоборот, если вы спокойный тип, то способность переносить стрессы может стать вашим конкурентным преимуществом.
В зависимости от того, какой вы человек по темпераменту, вам может подойти или не подойти работа связанная с риском. Риск встречается в предпринимательстве, силовых структурах, кризисных службах. Впрочем, в наше время, тревоги можно найти везде, потому что вокруг нас слишком много информации, может быть, даже слишком много. При выборе работы важно учитывать этот фактор.
Профессия - это цельная картина
После того как вы ответили себе на эти пять вопросов, постарайтесь представить себе их все вместе как целостную картину вашего "идеального дела". Нужно стремиться к тому, чтобы ваша профессия учитывала все эти потребности. Именно тогда вы будете максимально эффективны и довольны своей работой, что, согласитесь, очень важно для хорошего самочувствия и ощущения личного счастья. А мы всегда готовы помочь вам в достижении такого чувства!
С уважением,
Дмитрий Филипов