Клиент-центрированная психотерапия

В своей работе с клиентами в зависимости от ситуации, проблематики, личностных особенностей мы используем различные методы и техники. Однако базой, основой является клиент-центрированный подход или, как его еще называют, личностно-ориентированный подход. Основоположник этого направления – Карл Роджерс, одна из ключевых фигур, стоявших у истоков гуманистического подхода в практической психологии. На сегодняшний день клиент-центрированный подход и гуманистическая психология в целом является одним из наиболее влиятельных и широко распространенных направлений, наряду с психоанализом и поведенческой психотерапией.

Ключевым понятием в теории Роджерса является тенденция к актуализации. Роджерс выдвинул гипотезу, что важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. И речь идет совсем не обязательно о каких-то «грандиозных свершениях», но в первую очередь о повседневной, обычной жизни человека, где он реализует себя, удовлетворяя свои потребности, устанавливая отношения, преодолевая трудности, достигая своих целей в разных сферах жизни, просто наслаждаясь и радуясь тому хорошему, что его окружает.

Однако на практике далеко не всегда все идет так гладко, и на то есть ряд причин. Во-первых, сам человек – очень сложное существо, и, соответственно, желаний, потребностей, эмоций в один и тот же момент у него может быть очень много и не удивительно, если они будут противоречить друг другу. Разобраться же во всем этом порой действительно непросто. Во-вторых, существуют не только наши потребности, но и вполне реальные ограничения – как в самом человеке, так и в окружающей его действительности – которые также необходимо осознавать (но не преувеличивать). И, наконец, достаточно часто члены семьи (а позже и социальное окружение) больше заинтересованы в том, чтобы ребенок выполнял их желания или соответствовал определенным социальным стандартам, а не учился распознавать и удовлетворять свои собственные потребности. А все мы, как говорится, «родом из детства».

Все это приводит к тому, что в реальности человек часто не вполне осознает, что он чувствует, чего он хочет и что ему нужно на самом деле. Чем больше расхождение между реальными потребностями человека и тем, что он реализует в своей жизни, тем больше неудовлетворенность, вплоть до появления различного рода симптомов, доставляющих серьезный дискомфорт. Поэтому одной из главных задач психотерапевта является создание таких условий на сессии и таких взаимоотношений с клиентом, которые максимально способствуют более глубокому пониманию клиентом своих чувств, переживаний, истинных потребностей. Реализуется это благодаря чуткому, внимательному и не осуждающему отношению со стороны психолога, который в то же время избегает непосредственного руководства и авторитарного вмешательства во внутренний мир клиента. Психолог, благодаря своей профессиональной способности настроиться на другого человека и понять его, в какой-то мере служит отражением для клиента и дает ему возможность в безопасной поддерживающей обстановке встретиться с самим собой, принять себя и свою ситуацию, а также найти свой собственный путь дальнейшего развития и преодоления проблем.

Таким образом, цель психотерапии – стать ближе к себе самому, а роль психолога, который в клиент-центрированном подходе не только профессионал, обладающий определенными знаниями, но и всегда живой, реальный человек – скорее роль спутника и помощника в познании собственного внутреннего мира, но не учителя или отстраненного эксперта.

Важной особенностью данного подхода является то, что работа ведется не только с каким-либо изолированным симптомом или проблемой, но также и со всей личностью клиента. Это определяет долговременный характер позитивных изменений, а также дает клиенту возможность впоследствии эффективно и, что очень важно, самостоятельно (без помощи психотерапевта) справляться с различными жизненными ситуациями.